?

Log in

No account? Create an account
Химера - igorlisov [entries|archive|friends|userinfo]
igorlisov

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Химера [Oct. 26th, 2016|04:33 am]
igorlisov
Послушал Химеру Мельницы.

Как говорит Хелависа, (автор концепта и мельничный лидер и вокал), Химера это продолжение Алхимии, предыдущего альбома группы. Оба эти альбома - дилогия.

Алхимию я слушал год назад, пару раз. Сейчас специально не стал переслушивать. Помню, впечатления были яркие. Сразу, с первых звуков - ощущение другой, нездешней реальности. Такое материальное доказательство, что где-то есть мир, сильно отличающийся от того, который мы обычно видим вокруг.
И ещё чувство связи с классической музыкой. Со старой и современной. Как будто перед тобой что-то живое, что питатся соками от основного ствола, от корней. Это так, в двух словах. По пямяти.

Можно сказать что два эти альбома это две стороны одного целого. Причём, Алхимия (как я её помню) - светлая, яркая. (Бело-сверкающая и временами золотисто-жёлтая.) А Химера, наоборот - сумрачная, густая, тёмная. Сиренево-фиолетовая.

И ещё.(Как мне помнится.) В Алхимии царит гитара. Щипковая, звонкая. В Химере царят протяжные звуки - смычковые струнные, духовые - волынки-флейты-вистлы.
А ещё там миксы, петли и лупы, клавиши и тягучие искуственные (или полученные искуственным путём) тембры.

Теперь только о Химере.

С самого начала - чувство, будто ставишь на проигрываетель виниловую пластинку. Детское такое. И этот "виниловый" хруст там не случайно. Хруст этот, наверно "включает" по-своему чувство "винила" в "цифре", и это известный приём. Но тут важно что после него звучит. А звучит именно такое, что кажется, будто ты достал из большого яркого конверта "лонгплей", стёр с него бархатной круглой протиркой пыль, аккуратно поставил иглу... и там такое добротное, качественное. Фирмовое. Новое. Вот такое, откуда-то из детства, из 70-х, 80-х.

Микс в унисон струнных, духовых и клавиш. Классно. Интересно. Вокал - отдельный кайф. Люблю когда голос строит, "саундит", наполнен и тембром и эмоцией. И тут всего этого в меру. Это отдельная радость и повод для удовольствия.

(Кстати, про 70-е это не только про детство.. Ещё и про английский фолк-ривайвл - все эти Steeleye Span (в первую очередь), Pentangle, и прочие Fairport Convention и даже Gentle Giant.
Хотя, если честно, я не очень люблю в подобных случаях сравнения. Во-первых,группы семидесятых не звучали, не могли звучать так, как сейчас может звучать современная группа. В силу чисто физических и технических причин.
А во-вторых..., точнее - ещё более во-первых - любая взрослая,зрелая группа (а Мельница, конечно, именно такая), может чем угодно вдохновляться и даже заимствовать что-то, и при этом, создавать свой неповторимый сплав, самобытный, уникальный. Штучный. Поэтому - нафиг сравнения.)

Дальше всё добротно и приятно для слуха. В какой-то момент кажется, будто всё уже идёт по накатанной. Музыканты (и слушатель заодно) растворяются в приятных тёплых потоках. И как апофеоз растворения (и лаунжевости) - практически джаз (в Волчьей Луне), особенно, в конце.


Когда вдруг появляется БГ, он звучит на каком-то совсем другом уровне. Я имею ввиду,- в миксе. Какой-то он чересчур "большой" и "широкий". И слишком низкий, в смысле, по частотам, и диапазону - настолько, что текст не читается. Только к третьему припеву БГ начинает звучать внятно, и тогда возникает ощущение будто просто слушаешь Аквариум.)


И вдруг дальше начинается что-то интересное. Пустоты и синкопы в партии баса и ударных, интересно, изобретательно. Насыщенные, густые, терпкие гармонии. Переклички флейты с гитарой и челло. Из текста внимание успевает выхватывать отдельные образы: - "лисий бог", "испей меня как воду". Как отдельные вспышки. Густой саунд, гитарные петли, и, кажется, соло тоже идёт "петлёй". Лай собак в конце - странно, но как будто так и надо.

А дальше - ещё интереснее. Прекрасный гитарный луп. Он накладывается на все первые смены гармонии и это очень современно. Даже прогрессивно. Вот только дальше - в припеве - песня превращается в некий "героический гимн нашей молодости". В нечто, противоположное тому полюсу, на котором всегда находился тот же Аквариум и БГ, проявившиеся тут несколькими треками раньше. Соло Вишнякова снова эпично.

Вообще, надо заметить, что в Химере почти нет ярких запоминающихся тем, внятных мелодий. Всё построено на сложных переплетениях партий, на кусочках, на аранжировке, на "вертикали", на контрапункте. И на тексте, конечно.

Исключение, пожалуй, составляет Обряд, да и то, не вся песня а самое её начало, тематическое зерно. Оно такое, архетипическое, из общего "мешка". (В гитарном вступлении к песне можно расслышать ирландскую "The sheep under the snow" и "Memmingen" из "Blackmore's Night". А когда вступает вокал, то вся первая фраза полностью (мелодически и гармонически) совпадает с "Рукавами из крапивы..." Юлии Клаузер. Если ребята пришли к этой находке независимыми путями,так сказать, "медиумически", то это только подтверждает архетипичность мелодии. И хорошо что она живёт в таких разных воплощениях.)

Последние три песни как бы на уход, "на титры". Всё хорошо, всё на месте. И прекрасный финал - снова контрапункт голоса и гитары, подобный приём уже был вначале,в одной из первых песен, но тут это ещё прозрачней. Альбом вдруг выбирается из своей густой среды. И пронизывающее соло на электроскрипке его окончательно выносит куда-то за пределы, "за скобки".

В целом, пардон за тавтологию, получился цельный альбом. Выверенный. Доделанный. Близкий к идеальному. Мои поздравления ylgur лично и всей команде!

(И.Л.)






P.S.(Кстати,к вопросу о яркости мелодий. Вспомнить того же БГ - у него ведь тоже в основном поиск, обозначение отправных точек, нащупывание. Всю дорогу, причём. И в этом смысле он опять таки здесь более чем неслучайно.

Да и если посмотреть шире - любая эпоха, то же итальянское треченто,например, ранний Ренессанс - это постоянное движение нескольких одновременно звучащих мелодий, эдакое "топтание" линеарная полифония, короткие мотивчики. Или - Возрождение. Или - Барокко. В основном это звуковая масса, огромный "котёл", вкус варева в котором и определяет то, что мы называем "стилем". На каждую эпоху - одна-две по настоящему ярких мелодии. Та же "Greensleeves", которая на самом деле всего лишь одна из вариаций на популярный в то время "граунд" - басовый ход, последовательность аккордов - Passamezzo Antico , или та же Фолия (тоже вариации на другой "граунд"), парочку "Эйров" и "Адажио"...
И у Мельницы тут, как я уже сказал, явно проступает связь с классической музыкой, в хорошем смысле. Как будто та ветвь, которая шла ещё через Бёрда и Дауленда, потом через барочников, Баха и далее - Шуберт там, потом Стравинский... - вдруг обрела такое современное проявление. (Минуя Шёнберговские и прочие деконструкции.)

А в народной музыке, между прочим, тоже сплошные вариации - как правило, на пять-шесть основных тематических каркасов.
Ну и можно ещё вспомнить что говорил Боб Дилан - "Я сочинил всего четыре песни, но их я сочинил миллион раз".
(Хотя, казалось бы, уж здесь то он при чём?... ;-)



P.P.S.
Для тех кому интересно провести сравнительный анализ по теме - ещё одна деталь:

В тексте Обряда есть прямые отсылки к "Рукавам.." Клаузер. (У Хелависы "не земли, не воды", у Клаузер - "от земли до воды", у Хелависы - "...да остались в крови рукава", у Клаузер: - "...из крапивы травы рукава".)
(Это кроме отдельного самостоятельного сюжета, который как и мелодия, дальше развивается уже в своём русле.)

А вот примеры близких к указанному "архетипу" источников.:

The sheep under the snow:
https://youtu.be/kIce-11819Y


Memmingen (Blackmore's Night)
https://youtu.be/vDcpvStBgW4

Рукава из крапивы. Юлия Клаузер
https://soundcloud.com/ilisov/rukava

(Обряд в приведённой выше ссылке на альбом - на 28:32)

И даже ноты. The sheep under the snow:


Для сравнения можно было бы привести массу примеров и увидеть что в мире есть множество мелодий с похожим началом. Да что далеко ходить - вот даже знаменитая "Увертюра" Баха к сюите N2 си-минор, и та туда же:

linkReply